У этого повышения в конце года было несколько причин. И в первую очередь, это расширение видимого спроса. Процесс сокращения складских запасов сменился их накоплением, это особенно было заметно в США и в некоторой степени в Европе, где потребители, воспользовавшись падением цен на стальную продукцию летом и в начале осени, возобновили закупки.
Выше ожидаемого оказался и спрос в Китае. Начало зимы выдалось весьма мягким в северо-восточных провинциях, а достижение временного компромисса со США в середине декабря (пусть и без официального подписания соглашения) улучшило настроения участников рынка. Впрочем, китайские власти, не слишком надеясь на увеличение экспортных поступлений в обозримом будущем, объявили о новой грандиозной программе инфраструктурного строительства. В 2020 г. планируется вложить около $385 млн. в сооружение железных и автомобильных дорог, каналов, портов и других объектов.
В 2020 г. Новый год по китайскому календарю придется на 25 января, поэтому предпраздничные закупки стальной продукции и сырья стартовали уже в декабре. Вследствие этого стоимость железной руды на спотовом рынке снова превысила $90 за т CFR Китай. Данному подорожанию способствовало и то, что экологические ограничения этой зимой пока что имеют умеренный характер. В некоторых городах в течение декабря объявлялась угроза смога, что требовало сокращения и даже временного прекращения выпуска агломерата, окатышей и чугуна, но к серьезным потерям это не привело.
Правда, китайские компании, в октябре-ноябре интенсивно закупавшие стальную продукцию за рубежом, в декабре практически ушли с внешнего рынка. Но это было вызвано, главным образом, сужением разницы между стоимостью заготовки и листового проката в самом Китае и в других странах Восточной Азии. При относительной стабильности в Китае азиатские цены за последний месяц заметно поднялись вверх. Это было обусловлено устойчивым спросом на стальную продукцию во Вьетнаме и других странах Юго-Восточной Азии, подъемом в Индии, а также повышением цен на металлолом.
Судя по всему, эти факторы будут действовать и в начале 2020 г. Вьетнамская экономика в последние месяцы демонстрирует выдающиеся темпы роста, что способствует расширению объемов потребления стальной продукции. Правда, компания Hoa Phat в новом году планирует ввести в эксплуатацию две доменные печи совокупной мощностью 2 млн. т в год и приступить к производству горячекатаного проката, но это произойдет не ранее второго квартала. Пока что вьетнамский рынок сохраняет положительную динамику.
Более противоречивой выглядит обстановка в Индии. С одной стороны, местным производителям за два месяца удалось поднять экспортные котировки на горячекатаный прокат более чем на 20% и приблизиться к отметке $500 за т FOB. Власти страны пообещали увеличить капиталовложения в инфраструктуру, а потребители начали вкладываться в запасы проката. Однако, с другой стороны, реальное потребление стальной продукции в стране так и остается ограниченным, а конечный спрос в строительном секторе и автомобилестроении еще не восстановился. Не решена проблема с зависшими кредитами в индийских банках. Поэтому в начале 2020 г. Индия может снова стать источником риска для регионального рынка.
Металлолом, в середине декабря дошедший до отметки $300 за т CFR в Турции и странах Юго-Восточной Азии, между тем имеет хорошие шансы на продолжение роста в первые месяцы 2020 г. Объем предложения этого ресурса реально ограниченный. Падение цен в третьем квартале и низкая инвестиционная и промышленная активность в западных странах привели к сокращению ломосбора. А сейчас поступление данного ресурса на рынок ограничено и в связи с погодными условиями. Между тем, в США и Европе запасы лома у металлургических компаний сравнительно невелики, так что на январь прогнозируются новые закупки.
Правда, тут важно и еще и то, сколько смогут заплатить за сырье турецкие заводы, но здесь как раз очень больших проблем не предвидится. Экономика страны преодолевает длительный кризис. По итогам третьего квартала был зарегистрирован рост ВВП на 0,9%, а на 2020 г. Мировой банк прогнозирует увеличение этого показателя до 3%. Правительство страны обещает новые инвестиции в инфраструктуру, в частности, в строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, новых линий метро в Стамбуле и даже канала между Мраморным и Черным морями, который должен стать «дублером» Босфора.
В последние недели уходящего года на турецком рынке стали царил оптимизм, а цены на нем рванули вверх, особенно, на листовой прокат. В конце декабря горячекатаные рулоны в Турции превысили $510 за т EXW без НДС, что позволило российским экспортерам вернуть котировки на данную продукцию на летний уровень. На экспорте турецкие компании тоже выставляют предложения более чем по $500 за т FOB, но такие цены пока не принимаются европейскими клиентами.
В Евросоюзе стоимость стальной продукции вообще поднимается медленнее, чем в других регионах. В январе ожидается повышение не более чем на 10-30 евро за т по сравнению с декабрем. Потребители в Европе также начали пополнять запасы проката, однако спад в промышленности и строительстве продолжается, поэтому конечное потребление остается несколько ограниченным. Конечно, сокращение производства стали в регионе и остановка нескольких предприятий группы ArcelorMittal оказали рынку поддержку, но к концу года влияние этого фактора начало сходить на нет. По-видимому, и в январе Европа продолжит сдерживать рост цен на стальную продукцию в соседних регионах.
В то же время, общие ожидания участников мирового рынка стали на январь остаются положительными. И пока в глобальной экономике и политике сохраняется хрупкая видимость благополучия, останутся таковыми и впредь.